Макробиотика — польза или вред?

макробиотика

Сам термин «макробиотика» означает «долгожительство». Его ввел в 1852 г. немецкий врач Х. Гуфланд. Макробиотика — это учение о духовном, умственном и физическом здоровье, определяющем долголетие.

Основы макробиотики

макробиотика питание

Чтобы было легче понять, что изучает макробиотика, рассмотрим историю ее создания. В 1883 г. в Японии вышла книга С. Ишезуки «Восточное питание и долголетие», которая положила основу разработки теории и практики учения «Дзен-макробиотика». Макробиотическое питание основано на философско-религиозном учении дзен-буддизма, древневосточных медико-философских представлениях о жизненной силе в системе Инь-Ян и японских национальных традициях питания. Макробиотика изучает не только питание, в ее основе практическое учение о применении в повседневной жизни принципов восточной философии.

Основателем современной макробиотики считается японский философ и врач Джордж Осава. Толчком к ее созданию послужили трагические события в его семье. Мать Осавы скончалась в тридцать лет, умерли его две сестры и младший брат. В 18 лет сам Осава заболел туберкулезом. Он связал это с проникновением в его семью западной цивилизации с несвойственной системой питания. Это побудило его заняться собственным здоровьем и проанализировать систему питания своих предков. На основе восточной медицины и была создана современная система питания — макробиотика, Осава приложил для этого массу усилий.

На Западе макробиотика стала известной в середине 60-х годов XX века, после того как ученики Осавы прочитали в Бостоне курс лекций по основам макробиотики. В Бостоне был открыт магазин, в котором продавались так называемые натуральные продукты: водоросли, бобы азуки, соевый соус тамари. K A. Куши — ученику Осавы — стали со всех концов Америки съезжаться люди, чтобы знакомиться с макробиотическим питанием. Был открыт Дом Куши — школа-пансионат. В ней ученики жили в качестве членов семьи и постигали принципы макробиотики. Курс обучения длился от 6 месяцев до одного года.

ПОЛЕЗНО:  Инь и Ян в продуктах питания

макробиотика осава

В США открывались школы по обучению дзен-макробиотике, лечебные центры, кафе, магазины, был организован Институт Куши, который выпускал три периодических журнала по проблемам макробиотики. А. Куши и его американская последовательница Венди Эско тили ряд книг по разным аспектам макробиотического питания, кулинарии и образа жизни. Эско в своей книге «Введение в макробиотическую кулинарию» писала: «Макробиотика — это не только разный способ приготовления пищи, это — жизненный путь».

Понятия «Инь» и «Ян»

Концепция здоровья и болезни в макробиотике основана на древнекитайской теории, по которой все в мире состоит из двух первоначал — Инь и Ян. Все в мире — это взаимодействие и борьба противоположностей Инь и Ян. Инь и Ян всегда и везде существуют одновременно, «в чистом виде» они не встречаются, и каждое первоначало содержит в себе частицу своей противоположности. Это видно на дошедшем до нас из древности символе, изображающем единство Инь и Ян.

Инь – это центробежная сила, она расширяет, является источником спокойствия, холода, тишины. Качества Инь несут в себе ночь, зима, луна. К Инь относят такие понятия, как слабый, медленный, пассивный, легкий, мягкий, холодный, влажный, кислый, острый, сладкий, фиолетовый.

Ян — центростремительная сила. Она снижает, производит звук, тепло, свет. Свет, солнце, день, жара и лето несут в себе качества Ян.

По системе Инь и Ян разделены и органы. К Инь относятся сердце, легкие, печень, почки, селезенка. К Ян – желудок, кишечник, желчный и мочевой пузырь. Левая сторона тела — Ян, правая — Инь. Распределение Инь и Ян в некоторых объектах и явлениях представлены следующим образом:

Таблица сопоставления Инь и Ян

Таблица сопоставления Инь и Ян

Жизненная сила, которая в индийской философии называется прона, в китайской — ци, в японской — ки, изменяется в зависимости от времени года: Ян увеличивается летом, Инь — зимой. Соответственно, энергия органов, относящихся к Инь или Ян, в течение года то укрепляется, то ослабевает. В течение суток у каждого органа есть свое время пика активности: для сердца —11—13 ч, для тонкой кишки — 13—15 ч, для мочевого пузыря — 15—17 ч. Когда активируются органы Инь, тормозятся органы Ян. Инь и Ян — это противоположности, которые переходят друг в друга. Так, в холодных странах Инь произрастают растения и живут животные Ян; растения и животные из теплых стран Ян относятся к Инь. Женщина (Инь) порождает яйцеклетку (Ян), а мужчина (Ян) порождает сперматозоид (Инь).

Нарушение баланса Инь и Ян лежит в основе постановки диагноза, назначения лечения и питания. В дзен-буддизме к пище относятся не только как к источнику поддержания жизни, а как к обеспечению духовных достижений. Режим питания в монастырях дзен-буддизма в Японии назывался в дословном переводе «кухня, которая улучшает суждение». В монастырях, пока расставляются тарелки и разносят пищу, монахи предаются «пяти размышлениям о еде»:

  1. Чего я стою? Откуда эти подношения?
  2. Принимая это подношение, я должен думать о несовершенстве своей добродетели.
  3. Очень важно не допускать в себе недостатков — жадности, злобы, гнева и других.
  4. Эта пища принимается как лекарство, чтобы поддержать в теле здоровье.
  5. Эта пища принимается для того, чтобы обеспечить духовные достижения.

И размышления нашли свое отражение в дзен-макробиотике. Правильное питание — это способ завоевания счастья и мира.

основы макробиотики

Так как пища в буддийских монастырях была только растительной с преобладанием узкого продуктового набора: рис, ячмень, овощи, соевые и другие бобы, то это нашло отражение и в макробиотике.

Джордж Осава разделял пищу на «основную» и «дополнительную» в соответствии с японскими национальными традициями питания.

Главные продукты традиционной японской кухни — рис и зерновые, а остальные продукты считаются дополнением к ним. Среди овощей большое место занимает редька. Ее употребляют в сыром, вареном и квашеном виде. Источником животной пищи являются в основном рыба и морепродукты. Яйца, птица, мясо применяются в традиционной кухне редко.

После Второй мировой войны под влиянием американской культуры японцы ввели в свой рацион молоко, молочные продукты, которые ранее отсутствовали в их питании, увеличили потребление мяса. Это способствовало увеличению роста японцев в среднем на 13—14 см и совпало с возрастанием продолжительности их жизни. Конечно, не только питание определило эти сдвиги, но игнорировать его влияние тоже не стоит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: